8 (800) 201-03-25
+7 (981) 801-71-66
info@mamont-art.ru
Click to order
Ваш заказ
Total: 
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Ваше имя и фамилия*
необходимо для доставки
Ваш E-mail (почта)*
Ваш телефон для связи
Варианты доставки*
Точная стоимость доставки рассчитывается после уточнения адреса доставки
Адрес доставки*
при самовывозе можете указать только город
Способ оплаты*
Комментарии к заказу
Нажимая кнопку «Оформить заказ», вы даете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия «Политики конфиденциальности»
Этот сайт использует cookie-файлы.
Продолжая просмотр нашего сайта, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и других данных нами в соответствии с Политикой о конфиденциальности.
OK

Принципы художественной реставрации бивня мамонта
в мастерской Mamont Art

Автор текста: искусствовед С. Акинина-Кан. Год написания: 2019.
Мастерской очень часто задают вопросы по поводу реставрации мамонтовой кости - бивня. Отбор материала, цели и задачи восстановительных работ, виды реконструкции бивня мамонта и др. Исходя из темы, реставраторы и художники Mamont Art в данной статье на конкретных примерах делятся своим опытом, знаниями и основными принципами реставрационных работ столь экзотического и ценного материала.

1. О сохранности материала и его сортировке для будущих изделий

Бивень мамонта – очень редкое, ископаемое сырье, дошедшее до нас из далекого прошлого: самым древним останкам шерстистого мамонта возраст около 5 млн., а последние представители рода вымерли около 10 тысяч лет назад. Уникальный по своим свойствам материал, оставшийся как память о могучих гигантах, хранит в себе проверенные временем силу и тепло живого организма. Ставшие кровом для мамонтовой кости богатейшие минералами почвы северных частей России, ее непредсказуемые климатические условия привнесли свои изменения в структуру ценнейшего сырья. Бивни могли достигать до 4 м в длину и весом до 110 кг – некоторые экземпляры находят в их почти первозданном виде (рис.2), однако большинство из них доходят до нас в минерализованном состоянии, фрагментами, или в состоянии поврежденности различной степени.
Рисунок 1. Художественная мастерская Mamont Art. Процесс обработки кости.
Рисунок 2. Бивни мамонта, дошедшие до наших дней в почти первозданном состоянии - мин 10000 лет. Фото из экспедиционного архива Мамоnt Art.
Поэтому, исходя из ценности сырья, не один фрагмент бивня, даже самый маленький, не остается не задействованным: резчики Mamont Art к каждому кусочку кости относятся очень бережно, придумывают отдельную художественную композицию (рис 1). На тонкой коре чаще всего исполняется рельеф, более объемные куски сырья идут на круглую пластику. Миниатюрные фрагменты подходят для украшений, сувениров.
Что же касается наиболее сохранившихся, целиковых бивней дошедших до нас сквозь века и сохранивших свою первоначальную конституцию, то здесь речь идет не только об археологической находке, но и эстетической самоценности предмета. Имея уже заданную форму, разновидность бивней, как и видов их хозяев, мамонтов, огромна – в природе вы не найдете ни одного похожего, даже парные бивни могут иметь различия. Утонченные, с плавными витиеватыми изгибами по всей длине, или же почти прямые, широкие в диаметре, с небольшим заворотом в навершии – бивень имеет очень красивые начертания, при правильном его оформлении, он прекрасно впишется в любой интерьер, как самостоятельная скульптурная композиция. Поэтому вопрос о том, что же происходит с подобным чудом, посетившим наших мастеров, звучит с однозначным ответом: РЕСТАВРАЦИЯ.

2. Цели и задачи реставрационных работ

Профессиональная реставрация любых культурных ценностей, будь то памятники архитектуры, древнейшей керамики, или же предметов органической природы в виде останков, или мумий людей и животных и т.д., ведется по принципу сохранения и, возможно восстановления первоначального вида объекта. Т.е. основная цель мастера по реставрационным работам: консервация экспоната для предотвращения дальнейшего его разрушения и реставрация – частичное, или даже полное восстановление первоначального вида. Этим же манипуляциям подвергаются все виды кости, в том числе и мамонтовая.

3. Виды современной реконструкции кости мамонта

В целом, если рассматривать современный реставрационный опыт работы с бивнем мамонта из интернет ресурсов, или же на конкретных примерах интервьюированных мастеров, то можно выделить три вида принципиально различной по своему подходу реставрации, однако одинаково имеющих право на существование в зависимости от цели таких работ и предпочтения зрителя, или же заказчика.

Первый вид восстановительных работ (рис.3) проходит стандартные этапы консервации, однако основное его отличие заключается в том, что в конечном результате специалисты осознанно не маскируют следы реставрации. На бивне остаются следы герметизирующих материалов, совершенно другого цвета и текстуры чем у экспоната. Суть данного подхода заключается в том, чтобы зритель видел и понимал уровень сохранности ископаемого предмета, чтобы на нем оставались видны дошедшие до сегодняшнего дня качества без ретуши или какой-либо эстетизации.
Рисунок 3. Первый вид реставрации, окончательный вариант. Светлые места с четким контуром - не замаскированный шпаклёвочный материал. Фото в свободном доступе в интернете.
Рисунок 4. Второй вид реставрации. Снаружи бивень выглядит как коллекционный с характерными оттенками минерализации, небольшими трещинами - может показаться, что высокого качества. Однако на рис. 5. фотография этого же бивня в разрезе показывает обратное. Фотография сырья, переданного заказчиком в обработку мастерам Мамоnt Art.
Следующий подход выглядит как некая противоположность первому: мастера пытаются уйти от исходного материала, максимально привести его в подобие первозданного бивня живого мамонта, ну, или же к предельно хорошей сохранности уже существующего (рис. 4). Конечный результат такого восстановления выглядят действительно очень красиво, эффектно. Однако здесь встает вопрос о настоящем качестве исходной кости, его сортности и ценовой политике. Т.е. изначально бивень имел сохранность четвертого сорта, после работ, за счет реставрационных материалов будет продаваться как коллекционный бивень первой категории (рис. 5). Такой метод имеет право быть, однако, на сколько он честен по отношению к зрителю или покупателю – вопрос неоднозначный, и решение на такую реставрацию должно обсуждаться с заказчиком, исходя из цели последующей функции кости. В таком же виде восстановления очень часто встречается злоупотребление реставрационными материалами (рис. 5), которых в готовом виде для кости просто не существует – есть определенные химические составы, предназначенные для ее реконструкции, однако их тебуется опытным путем адаптировать, понимать их свойства и т.д. Последствием некорректных действий, или материалов могут стать крупные сколы, или легко отшелушиваемый лак, совершенно не предназначенный для покрытия органического сырья – здесь, как и в любой деятельности все зависит от компетентности специалиста.
Рисунок 5. Фотография бивня с рис 4. в разрезе. Места белого цвета - шпатлевочно-герметизирующий материал. Т. е. шпатлевочные массы покрывают не только места трещин, но и почти всю поверхность ископаемого.

4. Художественная реставрация бивня мамонта в мастерской Mamont Art

Реставрационные работы с бивнем мамонта, проводящиеся в мастерской Mamont Art – третий метод восстановления – в подробностях происходят следующим образом.
1. Первый этап, сушка, может продлиться от месяца до двух лет, напрямую зависит от места нахождения, размера и состояния сырья. Материал найденный в мерзлоте или воде будет высыхать гораздо дольше, чем хранящийся на суше. Бивень наименьшего размера и худшей сохранности, благодаря своей более расщепленной структуре так же будет готов для дальнейших манипуляций гораздо быстрее кости первого сорта и большего размера. Так же специалисты Mamont Art делают акцент на стабильности температурных условий хранения и сушки: температура помещения должна быть не ниже плюс пяти и не выше плюс двадцати градусов, обязательно с вентиляцией, но без больших сквозняков. Для предотвращения пересыханий навершия и альвеолы бивня и, в целом, для более равномерной сушки сырье дополнительно накрывается целлофаном. По уже высушенной кости мастер определяет на сколько крепок, или расщеплен материал и, исходя из этого подбирает методы воздействия.
2. Далее материал подвергается максимальной чистке, обеспыливанию и обеззараживанию от возможных грибковых и пр. налетов.
3. Следующий этап – консервация – технически, пожалуй, самый ответственный, именно от него зависит дальнейший срок и качество «жизни» уникального материала. Консервация – это герметизация специальным химическим составом микротрещин, для предотвращения дальнейших разрушений сырья.
4. Тщательно проведя все предыдущие манипуляции, специалист приступает к завершающему этапу, и здесь начинаются принципиальные отличия от предыдущих двух методов реставрации. Мастер приступает к художественному оформлению кости.
Рисунок 6, 7. Фотография реставрированного бивня мамонта: сторона 1, 2. Художественная мастерская Мамоnt Art. Реставратор В. Хасдан.
На фотографиях приведенных как пример выше (рис. 6,7), читатель не увидит ни единого, как с идиллической картинки или киноленты о большущих мохнатых слониках, целого, гладкого, молочно-белого, без единого изъяна громадины бивня. Здесь нам представлены десятисантиметровые, или сохранившиеся лишь фрагментами, с большими или не очень трещинами бивни мамонтят, подростков, а может фрагменты уже взрослой особи… Казалось бы, какое разочарование, однако, присмотритесь. Маленький, округлый, местами с бугристой поверхностью, расщепленный от альвеолы до трети слегка изогнутого тулова и скругленный у окончания камушек, прогретый солнцем и омытый водой, добавившей ему глубокие темно-коричневые, зеленовато-синие оттенки – это фрагмент бивня мамонтенка, именно так выглядит чудо, дошедшее до нас сквозь тысячелетия. Задача реставратора в Мамоnt Art, не трансформировать, не идеализировать, а привести к эстетическому виду исходный уже по всем параметрам невероятно ценный, украшенный временем и самой природой материал. Поэтому данный экземпляр был тщательно очищен, законсервирован, очень красиво скруглен в местах сколов, в навершии, отполирован и передан на любование зрителю.
Рисунок 8. Художественная мастерская Мамоnt Art. Бивень мамонта. Реставратор В. Хасдан.
На рис 8., представлен пятидесятисантиметровый бивень мамонта. Отполированная до блеска средняя часть шерховатой кости с темными, земленисто-бурыми тонами и вкраплениями охристо-золотистых углублений начинается с удлиненного, прямоугольного по форме расщепления альвеолы в нижней ее части и длинной идущей почти до середины бивня трещины. Мастер-реставратор не стал наращивать отсутствующую часть виолы, или нагружать трещину слоем отделочного материала – он ее «расшил», скруглил края, высвободив из под тонкого, синеватого внутри слоя коры белизну внутренней части бивня мамонта. Очищенный от той же коры кончик кости дает возможность зрителю в полную меру насладиться красотою материала, ее многогранностью и подлинностью образца. На отполированном до блеска навершии четко прослеживается неповторимый, характерный только для бивня мамонта, отличный даже от слоновой кости рисунок-сеточка. И, обратите внимание, какая гармония, соразмерность в пропорциональных соотношениях темных и светлых поверхностей бивня, а его асимметрия делают его еще интереснее, усложняют, вписывают готовое изделие в пространство – здесь даже возникает вопрос работа ли это реставратора? А может художника? А может находка пребывает в ее исходном после открытия состоянии? Пожалуй, ответ на этот вопрос уже не столь важен, важно одно: результат действительно впечатляет.
Исходя из выше сказанного, из вышеприведенных примеров можно подвести некий итог, выявить основные принципы реставрации бивня мамонта в творческой мастерской Mamont Art:
1. Профессиональный подход, подразумевающий грамотное отношение к сырью еще на стадии экспедиции, правильное хранение, тщательную консервацию.
2. Второй принцип, отличный от других видов реставрации заключается именно в художественности подхода: в эстетизации исходного материала, исходя уже из заданной формы и качества сырья. Т. е. мастер не стремится скрыть сколы или трещины, приобретенные бивнем – реставратор эстетически оформляет существующую конституцию бивня со всеми ее «огрехами», нанесенными самой природой в течении столь длительного времени.
3. То как будет выглядеть, как будет преподнесен готовый экспонат - полностью зависит от вкусовых предпочтений мастера, осознающего ценность, чувствующего структуру, поведение и естественную красоту материала. Поэтому в мастерской за дело берутся только умелые и опытные люди. На данный момент реставрационными работами в мастерской занимается художественный руководитель Mamont Art, профессиональный резчик по кости, скульптор Владимир Кан и Владимир Хасдан – человек длительное время сотрудничающий с мастерской, порядком семи лет входящий в состав специализированной по добыче бивня мамонта экспедиции.
Дата публикации: 18.12.2019