8 (800) 201-03-25
+7 (981) 801-71-66
info@mamont-art.ru
Click to order
Ваш заказ
Total: 
Поля отмеченные * обязательны для заполнения
Ваше имя и фамилия*
необходимо для доставки
Ваш E-mail (почта)*
Ваш телефон для связи
Варианты доставки*
Точная стоимость доставки рассчитывается после уточнения адреса доставки
Адрес доставки*
при самовывозе можете указать только город
Способ оплаты*
Комментарии к заказу
Нажимая кнопку «Оформить заказ», вы даете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия «Политики конфиденциальности»
Этот сайт использует cookie-файлы.
Продолжая просмотр нашего сайта, вы соглашаетесь на сбор и использование cookie-файлов и других данных нами в соответствии с Политикой о конфиденциальности.
OK

ИСТОРИЯ РЕЗЬБЫ ПО КОСТИ

Резьба по кости является самым древним видом декоративно-прикладного искусства. Еще на заре своей истории человек делал из костей животных не только иглы, наконечники стрел, гребни, скребки и другие необходимые вещи, но и ювелирные украшения, сакральные предметы.
С течением времени интерес к изделиям и кости не только не угас, но даже возрос, окончательно перейдя из области необходимого, в область искусства, достатка и роскоши.

В музеях мира не мало предметов из слоновой кости и бивня мамонта, относящихся к разным цивилизациям и культурам. Одними из самых ценных и интересных можно считать артефакты, относящиеся к Минойской цивилизации, по мнению ученых, являющейся прообразом легендарной Атлантиды. Резьба по слоновой кости и кости бивня мамонта была одним из видов искусства, которым занимались в ювелирных мастерских минойских дворцов. Огромная удача, что спустя несколько тысячелетий, можно увидеть минойские статуэтки из кости, самая известная из которых, статуэтка богини с золотой змеей в руках. Эти бесценные артефакты дошли до нас, пережив грандиозную природную катастрофу: вулканический взрыв на острове Фира (Сантарин), породивший сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Пережили иноплеменное нашествие, гибель цивилизации, забвение и снова явили миру мастерство и вкус своих создателей.
Значительный след в истории искусства, резьба по кости оставила и во времена древней Греции и Рима. Наверняка многие помнят, из учебников истории, об облицованной костяными пластинами колоссальной статуе Зевса в Олимпии. Но менее известно, что самые ценные античные скульптуры небольшого размера вырезались целиком из слоновой кости, а для более крупных статуй, из этого материала нередко вырезали детали, изображающие обнаженные части тела. Бронзовую скульптуру, у которой одежды покрывали золотом, а лица и тела делались из слоновой кости, называют хрисоэлефантинной. Также большой любовью в античные времена пользовались, и в немалых количествах создавались из кости, изделия прикладного характера. Естественно, что в богатой наследнице античного мира Византийской империи, на несколько столетий ставшей основным источником и потребителем культурных ценностей, тоже широко использовали уникальные пластические и декоративные свойства кости. Из благородных видов этого материала Константинопольскими мастерами создавались настоящие шедевры, послужившие высокими образцами для резчиков средневековой Европы. Интересно, что в одной из Византийских хроник ХП века упоминается искусный резчик «из руссов», мастерство которого в Константинополе сравнивали с мастерством легендарного Дедала.
Особое место резьба по кости занимала в искусстве средневековья и более поздних времен. Белый цвет и благородный блеск кости ассоциировался с чистотой и светом. Из-за чего большой любовью она пользовалась в религиозном искусстве. Вместе с тем, возможно даже больше, чем прежде, изделия из кости стали показателем высокого социального и материального статуса их обладателей. Поэтому в высоком и декоративно-прикладном искусстве светского характера, этот материал и работа с ним ценились тоже чрезвычайно высоко и часто использовались как элитарные подарки. Со средневековья и до нового времени в Италии и Германии из кости делали интерьерную скульптуру, предметы декора, быта и культа удивительной красоты и мастерства. Часто, эти великолепные шедевры, занимают самые почетные места в лучших коллекциях мира.
Говоря о резьбе по кости нельзя не упомянуть об огромном, не проходящем многие сотни лет, интересе к этому виду искусства в Азии и на Востоке. В некоторых странах этих регионов сложились свои, крепко связанные с национальными традициями и культурой школы, самой мощной из которых зарекомендовала себя Китайская. Востребованные и в наши дни китайские мастера по-прежнему верны своему национально-художественному видению и профессиональным приоритетам.
В России первым оплотом резьбы по кости стал Новгород. Средневековая Новгородская республика торговала с половиной мира, испытывала его влияние, и сама активно влияла. Из этого центра торговли и культуры искусство резьбы по кости распространилось сначала на Север, а затем и другие русские земли. Со временем, за несколько столетий, сложилось несколько самобытных промыслов. Самым значимым, серьезно повлиявшим на историю этого вида искусства в России, стал Холмогорский. Этот промысел и поныне славится тонкой, изящной резьбой напроем.
Известно, что еще в допетровской Руси, промысловые мастера приглашались в Москву. После петровских реформ, новое повышение интереса кости привело к значительному притоку в столичный Санкт-Петербург резчиков. Гонорары самых талантливых и востребованных из них зачастую превосходили гонорары лучших ювелиров.
Резьба по кости пользовалась большим спросом в России вплоть до трагических перемен 1917 года.
Известно, что еще в допетровской Руси, промысловые мастера приглашались в Москву. После петровских реформ, новое повышение интереса кости привело к значительному притоку в столичный Санкт-Петербург резчиков. Гонорары самых талантливых и востребованных из них зачастую превосходили гонорары лучших ювелиров.
Уникальной особенностью русской резьбы по кости всегда было то, что мастера обладали значительным доступом не только к животной, но и ископаемой кости – бивень мамонта. Этот фантастический подарок возрастом в десятки тысячелетий, доставшийся от матушки-природы, стал для них основным и конечно же любимым материалом. В наше время количество этого драгоценного сырья резко сокращается, что ставит художников, работающих с ним, в положение еще более особенное, чем прежде. Ископаемый материал в силу своей уникальности и трудоемкости работы с ним, руках искусного мастера превращается в подлинную ценность. Ценность, стоящую выше моды, вкусовых и стилистических предпочтений. Ценность на все времена!
Дата публикации: 22.01.2019